РАЗМЫШЛЕНИЯ
О
КУЛЬТУРЕ
РЫБОЛОВА
Что мы имеем в виду, когда говорим о культуре
рыболова-любителя? Разумеется, понятие культуры очень широкое,
но при этом оно складывается из каких-то отдельных элементов.
Понятно, что культурный рыболов должен обладать хотя бы минимумом
знаний по ихтиологии, уметь ориентироваться на водоеме, владеть
снастью, бережно относиться к природе и т. д. Но, кроме этих
качеств, есть еще множество других моментов, которые сразу же,
с первого взгляда, обнаруживают культурный уровень человека
с удочкой. Давайте представим обобщенный портрет горе-рыболова.
Вот в салон городского или маршрутного автобуса втискивается
неряшливо одетая, неповоротливая от обилия одежек, натянутых
одна на другую, фигура.c ящиком или ледорубом непре- менно кому-то
попадет по ногам. А летом пучок разнокалиберных незачехленных
удилищ в переполненном автобусе представляет реальную опасность
для окружающих.., Посмотрите, как ведет себя такой рыболов на
водоеме. Набросав в воду до полпуда прикормки - хлеба, каши,
он расставляет во множестве свои уродливые снасти, надеясь на
авось. Ни знаний, ни уменияу него нет. Всякую неудачу, да и
удачу тоже, он сопровождает громогласным сквернословием, не
смущаясь тем, что егослышат женщины, дети... Урезонить его трудно.
В течение дня он умудряется так накачаться спиртным что к автобусу
идет едва ли не на четвереньках, оставив на месте ловли консервные
банки, бутылки, бумагу, полиэтиленовые пакеты, обрывки пленки
и прочий мусор. Чаще всего именно подобные люди пополняют ряды
браконьеров. И это вполне закономерно, ибо бескультурье порождает
пренебрежение элементарными писаными и неписаными правилами.
Мне кажется, что во многих случаях мотивы нарушения правил чрезвычайно
просты. Приехал человек на рыбалку, а ловить не умеет, снасти
безобразные, а рыбки отведать хочется. Вот тогда и идут в ход
подъемники, "телевизоры" и другие запрещенные орудия ловли.
За редким исключением, занимаются этим неорганизованные рыболовы,
не чувствующие никакой ответственности перед коллективом, страдающие
дефицитом совести. В своей "Науке удить" известный русский писатель,
охотник и рыболов С. Т. Аксаков первой в своих шестнадцати заповедях
удильщику указал: "Важнейшее дело в умении удить - умение хорошо
устроить удочки..." Я убежден, что "хорошо устроить удочки"
без чувства прекрасного, без внутренней культуры, без любви
и старания, даже без уважения к самому себе невозможно. Культурный
рыболов, для которого цель ужения - это не только пойманная
рыба, но и (может быть, в первую очередь!) средство общения
с природой, активного отдыха, физической закалки, получает истинное
удовлетворение от красивой, изящной, гармоничной снасти, от
умелого владения ею. Такой рыболов готовит снасти и принадлежности
загодя, терпеливо осваивает новые элементы оснастки или новые
способы ловли, на водоеме аккуратно устраивает место ловли,
не расставляет множество удочек в погоне за большими уловами...
Чаще всего именно такому рыболову сопутствует успех. . И вот
интересная закономерность: человек, который отправляется на
рыбную ловлю в опрятной, хорошо подогнанной одежде, с изящной
снастью и продуманным набором необходимых принадлежностей, и
на водоеме ведет себя культурно, уважая окружающих. От него
не услышишь бранного слова, он не хапуга, на месте ловли не
оставит и крошки мусора, за его действиями приятно и поучительно
наблюдать. Мне могут возразить, что попадаются эдакие с виду
пижоны, которые на рыбалке распоясываются похлеще заправского
хулигана. Да, есть такие, и я их встречал, но все же это - исключения.
А исключения, как известно, подтверждают правило. Хочу еще раз
подчеркнуть важную мысль. В подавляющем большинстве, как показывают
наблюдения, нарушителями и правил рыболовства, и правил поведения
оказываются неорганизованные рыболовы. Поэтому, мне кажется,
что, помимо усиления воспитательной работы, одной из главных
задач обществ охотников и рыболовов, рыболовных секций должно
быть вовлечение в иx ряды возможно большего числа любителей
ужения.
А. ПАНТИН, ветеран войны и
труда г. Красноярск
|